Хроники Харона. Энциклопедия смерти
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней

Энциклопедия смерти

Что такое смерть
...с точки зрения этики
Смерть с точки зрения этики


Размышляя об истоках манихейства, Гумилев идет издалека - он говорит о том, что "наиболее распространенные философемы начала нашей эры утверждали биполярность мира, расходясь только в одном: что считать благом, а что - злом. Естественно сложилось деление на системы жизнеутверждающие, согласно которым материальная субстанция - благо, а Пустота, то есть Бездна,-зло, и системы, полагающие, что материя ловит душу в свои тенета, обволакивает ее и мучает, а душа, или квант сознания, стремится вырваться на волю, из реальной частицы стать виртуальной".

Гумилев считает оба подхода бездоказательными, но они приводят к возникновению двух моделей поведения человека в мире и соответственно к двум позициям по отношению к этическому смыслу смерти.
"Первая позиция: материальный мир ужасен и не имеет права на существование, так как все живое ожидает смерть, которая есть уничтожение. Вторая позиция: мир прекрасен, а смерть, постоянно сопутствующая жизни, просто выход из сложных, часто непереносимых ситуаций. Смерть - благо, ибо она спасает от всемирового зла, несправедливости, обиды, страдания, которые страшнее смерти. Обе позиции последовательны; можно выбрать любую по желанию.

В первой позиции - стремление заменить дискретные системы (биоценоз) на жесткие, которые, по логике развития, превратят живое существо в косное, косное при термической реакции разложится до молекул, молекулы распадутся до атомов, из атомов выделятся реальные частицы, которые, аннигилируя, превратятся в виртуальные. Лимит такого развития - вакуум. И наоборот, при усложнении систем, где жизнь и смерть идут рука об руку, возникает разнообразие, которое немедленно передаётся в психологическую сферу, создает искусство, поэзию, науку. Но, конечно, за печали и радости придется платить закономерной физической гибелью. Логики здесь нет, ибо правильность тезиса дана в опыте и в интуитивном обобщении. Выбор пути свободен. Такова контроверза.

И самое любопытное, что она прослеживается от наших дней до начала новой эры, от экзистенциализма до гностиков, буддистов- махаянистов, манхеев – апологетов первой позиции"

Если теория Л. Н. Гумилева верна, будем считать, что на сегодняшний день в мире победили жизнеутверждающие системы. Но все же ученый не совсем корректно оценивает отношение к жизни и смерти у христиан. Целью христианства отнюдь не является набор положительных ценностей, о которых толкует Гумилев, - "чистые радости плоти, брак, веселие, любовь к Родине..." Христос проповедовал любовь к совсем иной родине - небесной и был чужд любого патриотизма. В этом смысле он был образцовым космополитом...

Вторая неточность Гумилева в том, что он видит между манихейством и христианством только различия. А ведь есть и несомненное сходство. В христианстве присутствует мощный элемент манихейства, ибо смерть трактуется в нем одновременно как зло и как добро. Зло – поскольку является напоминанием о первородном грехе, о несовершенстве плоти, источнике нечистого. Добро - поскольку дает возможность загробного, нетленного существования с надеждой на обретение вечного блаженства. Подобный дуализм по отношению к смерти характерен и для буддизма. Покуда смерть - лишь станция на очередном перегоне (переселение душ), она – несомненное зло, приводящее к многостраданиям. Если же круг превращений завершен, смерть является желанной, даруя уход в нирвану. В целом современное человечество трактует смерть скорее как зло, чем наоборот. В развитых странах значительное повышение комфортности земного бытия делает сторонниками активной жизни до последнего вздоха подавляющее большинство людей. Изобретение способов лечения ранее смертельных болезней, активная борьба за продление жизни в старости, деньги, вкладываемые в геронтологические исследования, - все это говорит о том, что в борьбе между земным и потусторонним существованием люди берут сторону земного. Подобное отношение выражено простой формулой: смерть есть абсолютное и неизбежное зло *.


Дата публикации: 09.11.2000
Прочитано: 3388 раз
Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице
[<<] [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ] [>>]
Дополнительно на данную тему
...с точки зрения квантовой механики...с точки зрения квантовой механики
...с точки зрения физики...с точки зрения физики
...с точки зрения биологии...с точки зрения биологии
...с точки зрения эстетики...с точки зрения эстетики
...с точки зрения ООН...с точки зрения ООН
...с точки зрения психологии...с точки зрения психологии
...с точки зрения философии...с точки зрения философии
...с точки зрения теософии...с точки зрения теософии
...с точки зрения ислама...с точки зрения ислама
...с точки зрения христианства...с точки зрения христианства
[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет содержания для этого блока!
Генерация: 0.028 сек. и 7 запросов к базе данных за 0.002 сек.
Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.