Хроники Харона. Энциклопедия смерти
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней

Энциклопедия смерти

Демон самоубийства
Демон самоубийства
Интерес к проблеме самоубийства проявляли многие писатели, но болезненнее всех, пожалуй, Ф. М. Достоевский. По пространству его романов и дневников положительно невозможно пройти без содрогания - непременно наткнешься на человека, наложившего на себя руки.


Таких террористов-смертников находится немало и в наши дни. 11 марта 1985 года иранский террорист взорвал взрывчатку, которой был опоясан, во время пятничной молитвы на территории Тегеранского университета. Его целью было покушение на жизнь президента Ирана Хаменеи. Президент уцелел, но погибли семеро ни в чем не повинных человек. Аналогичное покушение на президента Индии Раджива Ганди оказалось "удачным". Террористическую акцию на этот раз осуществила женщина, связанная с подпольной сепаратистской организацией партизан Шри-Ланки "Тигры освобождения "Тамил илама". Полиция после долгих поисков разыскала убежище в окрестностях Бангалора, что на юге Индии, где скрывались организатор убийства Ганди Сивасаран и его молодая помощница Субха. Дом был окружен, но на предложение сдаться заговорщики открыли автоматный огонь. Трое полицейских были ранены. Затем внутри дома раздался одиночный выстрел и все стихло. Прибывшие на подмогу полицейским солдаты ворвались в дом. Но им уже никто не сопротивлялся. В одной из комнат на полу лежало семь трупов боевиков из "Тигров освобождения "Тамил илама". Все они отравились, раскусив ампулы с цианистым калием. Среди них были Субха и Сивасаран. Последний, приняв яд, для верности еще успел выстрелить себе в голову из пистолета.

Впервые обратил внимание на глубинную связь практики терроризма и философии самоубийства Альбер Камю. В эссе "Миф о Сизифе" он говорит о том, что "есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос философии".

По Камю, самоубийство - один из способов борьбы с абсурдом бытия, один из методов познания мира. "Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор и выбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возражение". Но просто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не имеющая цели (смысла). А вот смерть-самопожертвование - есть деяние с гармонизирующей основой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо "самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие... На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть".

Завороженный самоубийственными терактами периода первой русской революции, Камю высоко ценит эсеров за готовность ценою собственной жизни воссоздать общество любви и справедливости, продолжить миссию, с которой не справилась христианская церковь. "Эта сплоченная горстка людей, затерявшихся среди русской толпы, избрала себе ремесло палачей, к которому их ничто не предрасполагало. Они были воплощением парадокса, объединявшего в себе уважение к человеческой жизни и презрение к собственной жизни, доходившее до страсти к самопожертвованию. Дору Бриллиант вовсе не интересовали тонкости программы. В ее глазах террористическое движение оправдывалось прежде всего жертвой, которую приносят ему его участники... Каляев тоже готов был в любой миг пожертвовать жизнью. "Более того, он страстно желал этой жертвы" ********. Во время подготовки к покушению на Плеве он предлагал броситься под копыта лошадей и погибнуть вместе с министром. А у Войнаровского стремление к самопожертвованию сочеталось с тягой к смерти. После ареста он писал родителям:

"Сколько раз в юношестве мне приходило в голову лишить себя жизни..."

Я уже упоминал в главе "Почему люди становятся убийцами" о том, как убийца графа Мирбаха левый эсер Блюмкин просил отправлявшегося в Париж Эренбурга узнать мнение легендарного Савинкова *********: следует ли после теракта уходить или оставаться на месте, жертвуя собой? Похожие примеры приводит и автор статьи о философии терроризма Василий Голованов.

"Мысль о том, что террорист выбирает смерть,- пишет он,- пришла ко мне окольным путем, через изучение биографий русских революционеров, связанных с террором... В биографиях некоторых эсеров поражает то, что Э. Фромм очень точно назвал "зачарованностью смерти" - желание совершить террористический акт, чтобы затем погибнуть самому и своею смертью еще раз засвидетельствовать тупую жестокость ненавистного режима...

Совершив убийство тамбовского "усмирителя" крестьян Луженевского, Мария Спиридонова (будущий лидер левых эсеров), никем не опознанная в вокзальной толпе, как известно, закричала: "Расстреливайте меня!" Эта молоденькая девушка действительно желала смерти, на свидании с сестрой просила не подавать в суд апелляцию, утверждая, что ее смерть нужна для счастья народа. Первоначальный приговор - смертная казнь через повешение - удовлетворил ее, она вновь сказала сестре, что смерть была бы лучшим концом для нее - "до того ее мысли были далеки от вопросов жизни, от возможности жить и работать дальше". Замена смертного приговора каторгой была для нее ударом..."

Голованов отмечает далее, что, вкладывая в убийство другого человека смысл своей жизни, террорист на самом деле отказывается от возможности искать этот смысл. "Неумение или невозможность устроить мир в своей душе толкают террориста к желанию уничтожить мир, который его ранит, зло мира персонифицируется в одном человеке, который и становится объектом разрушения. Но желание разрушать возникает, "когда не может быть удовлетворено желание что-то создавать **********. Удовлетворение потребности в творчестве ведет к счастью, разрушение ведет к страданию, и прежде всего для самого разрушителя" (Э. Фромм). Упоение страданием (объясняющее многочисленные факты отказа террористов от смягчения приговора) в предельной степени ведет к саморазрушению: к случаю Созонова добавим историю анархиста Гершельмана, который в тюрьме облил себя керосином из лампы и сжег, не издав при этом ни единого стона, чтобы не могли помешать".

Самоубийство из чувства долга. Эта причина в какой-то степени смыкается с предыдущей, но носит более массовый характер, поскольку поощряется и культивируется государством. "Умереть за Родину - это прекрасно",- внушают людям с малых лет во всех странах мира. Если ты пожертвовал собой во имя Родины, ты велик,- убеждают людей. И никто из современных идеологов не задумывается о пещерной дикости подобных лозунгов, доставшихся нам в наследство от борьбы первобытных племен за территорию, еду, женщин...

В средневековой Японии самурай, отправлявшийся в поход, давал три обета: навеки забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Самоубийство вассала (вспарывание живота в форме "конверта") после гибели сюзерена стало традицией. Примечательно, что утвердившийся в европейской литературе термин "харакири" имеет для японцев ироническую окраску в отношении самурая, неудачно "распоровшего живот". Истинный социальный смысл этого действия определяется как демонстрация беспредельной верности вассала господину и связывается с термином "сэппуку" - иероглифы те же, что и в "харакири", но "облагороженные" прочтением по-китайски.


Дата публикации: 23.11.1999
Прочитано: 4461 раз
Всего 1 на 9 страницах по 1 на каждой странице
[<<] [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 ] [>>]
Дополнительно на данную тему
Право на смертьПраво на смерть
Самоубийство во имя верыСамоубийство во имя веры
Психологический смысл суицидаПсихологический смысл суицида
Типология самоубийствТипология самоубийств
Суицидальное поведениеСуицидальное поведение
“Страдания юного Вертера” как апология самоубийства“Страдания юного Вертера” как апология самоубийства
Жизненный смысл выбора смертиЖизненный смысл выбора смерти
Когда суицид рационаленКогда суицид рационален
[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет содержания для этого блока!
Генерация: 0.042 сек. и 7 запросов к базе данных за 0.004 сек.
Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.