Хроники Харона. Энциклопедия смерти
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней

Энциклопедия смерти

Демон самоубийства
Демон самоубийства
Интерес к проблеме самоубийства проявляли многие писатели, но болезненнее всех, пожалуй, Ф. М. Достоевский. По пространству его романов и дневников положительно невозможно пройти без содрогания - непременно наткнешься на человека, наложившего на себя руки.


Комментируя предсмертную записку несчастной девушки, Достоевский, не ведая об истинных причинах самоубийства, пишет: "В этом гадком, грубом шике, по-моему, слышится вызов, может быть, негодование, злоба,- но на что же? Просто грубые натуры истребляют себя самоубийством лишь от материальной, видимой, внешней причины, а по тону записки видно, что у нее не могло быть такой причины (здесь, как я уже сказал выше, Достоевский ошибался, поскольку не знал всех обстоятельств этой истории, но, тем не менее, эти рассуждения представляются весьма интересными.) На что же могло быть негодование?.. на простоту представляющегося, на бессодержательность жизни? Это те, слишком известные, судьи и отрицатели жизни, негодующие на "глупость" появления человека на земле, на бестолковую случайность этого появления, на тиранию косной причины, с которой нельзя помириться? Тут слышится душа именно возмутившаяся против "прямолинейности" явлений, не вынесшая этой прямолинейности, сообщившейся ей в доме отца еще с детства. И безобразнее всего то, что ведь она, конечно, умерла без всякого отчетливого сомнения. Сознательного сомнения, так называемых вопросов, вероятнее всего, не было в душе ее; всему она, чему научена была с детства, верила прямо, на слово, и это вернее всего. Значит, просто умерла от "холодного мрака и скуки", с страданием, так сказать, животным и безотчетным, просто стало душно жить, вроде того, как бы воздуху недостало. Душа не вынесла прямолинейности безотчетно и безотчетно потребовала чего-нибудь более сложного..."

"Аристократически-развратному" уходу из жизни Достоевский противопоставляет самоубийство "нравственно-простонародное". Тут же он рассказывает следующую историю: "...Во всех петербургских газетах появилось несколько коротеньких строчек мелким шрифтом об одном петербургском самоубийстве: выбросилась из окна, из четвертого этажа, одна бедная молодая девушка, швея,- "потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы". Прибавлялось, что выбросилась она и упала на землю, держа в руках образ (то есть икону). Этот образ в руках - странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто - стало нельзя жить, "Бог не захотел" и - умерла, помолившись. Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Эта кроткая, истребившая себя душа невольно мучает мысль. Вот эта-то смерть и напомнила мне о сообщенном мне еще летом самоубийстве дочери эмигранта. Но какие, однако же, два разные создания, точно обе с двух разных планет! И какие две разные смерти! А которая из этих душ больше мучилась на земле, если только приличен и позволителен такой праздный вопрос?"

Достоевский подталкивает нас к само собой разумеющемуся ответу: конечно, куда больше мучилась кроткая, которая бросилась из окна от того, что не могла найти работы... Но вопрос, заданный им, безусловно, не просто неприличен,- он мерзок, ужасен, так же недопустим, как сравнение "хужести" тираний по числу их жертв. Жаль кроткую, выпавшую из окна. Но столь же жаль и молоденького 17-летнего комсомольца, покончившего с собой в знак протеста против введенного Лениным нэпа. В некрологе, помещенном в "Правде" от 20 мая 1922 года, по поводу этой смерти сказано:

"Часто приходилось от него слышать, что прежде всего надо быть коммунистом, а потом уже человеком". Паренек был неодинок. Газеты то и дело сообщали о случаях самоубийств коммунистов, протестовавших против "измены революционным идеалам". Для многих людей самоубийство - письмо к миру, последняя возможность быть услышанным...

Мы еще поговорим о наиболее распространенных причинах самоубийств, а пока обратимся к реалиям нашего времени.

Анализируя статистику самоубийств, можно подметить некоторые важные закономерности. Например: число самоубийств в больших городах резко превышает этот показатель в сельской местности (за исключением некоторых племен, живущих в резервациях в Южной и Северной Америках, но об этом чуть ниже). Хроника происшествий, публикуемая московскими городскими газетами, просто нашпигована сообщениями о людях, тем или иных способом наложивших на себя руки. Вот несколько характерных сообщений.

12 января 1991 года. На станции метро "Чертановская" под поезд бросается женщина с грудным ребенком. Из-за ревности вешается молодой мужчина. Самоубийство в гостиничном номере. Из окна школы выбросился мальчик. В подъезде дома нашли повесившуюся женщину. Всего за неделю - 21 самоубийство. 1 июня 1991 года. Ученик 11-го класса выбросился из окна на седьмом этаже. 38-летняя женщина выбросила из окна 11-го этажа годовалого внука и следом прыгнула сама. Повесился восьмиклассник. Горничная гостиницы нанесла себе смертельный удар кухонным ножом в грудь. Научный сотрудник покончил с собой, выстрелив в голову из охотничьего ружья. Облил себя бензином и поджег молодой человек. Поссорившись с женой, выбросился с 17-го этажа милиционер.

От практики вновь перейдем к теории и послушаем, что говорят о самоубийстве философ, священник и врач.

П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгруииовых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук:

"Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, которое на языке психологов называется - анонимность в толпе. Иначе говоря, это ситуация, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых, коллег, приятелей.

Можно выделить три формы суицида:

1. Истинный (когда человек действительно хочет убить себя).

2. Аффективный (с преобладанием эмоционального момента).

3. Демонстративный (самоубийство как способ привлечь внимание к своей личности).

Первый в основном характерен для мужчин, второй и третий - для женщин. Причем истинный суицид, как правило, "удается" самоубийцам.

Утверждать, что все самоубийцы - люди с психическими отклонениями, думаю, ошибочно. Среди них немало весьма интеллектуальных молодых людей. Но дело в том, что многие из них остро ощущают утрату перспектив профессионального роста, вызванную десятилетиями геронтократии (правления стариков), которая и в наше перестроечное время дает себя знать, в особенности в области науки".

Добавлю от себя: не только науки. Подтверждения тому - поступающие известия о суициде из разных мест.

В марте 1991 года агентство "Сибинформ" сообщило, что, по данным Алтайского краевого управления статистики, в январе 1991 года по сравнению с январем 1990-го зафиксирован резкий рост самоубийств. Процент роста составил более 200. В количественном отношении это выглядит так: январь 1990 года - 20 самоубийств, январь 1991 года - 65. Многие полагают, что далеко не последняя из причин такого роста - стремительно снижающийся уровень жизни и неуверенность в будущем. Не помогает здесь и традиционная тяга русского народа к православию, которое называет наложение на себя рук непрощенным грехом.


Дата публикации: 23.11.1999
Прочитано: 4461 раз
Всего 1 на 9 страницах по 1 на каждой странице
[<<] [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 ] [>>]
Дополнительно на данную тему
Право на смертьПраво на смерть
Самоубийство во имя верыСамоубийство во имя веры
Психологический смысл суицидаПсихологический смысл суицида
Типология самоубийствТипология самоубийств
Суицидальное поведениеСуицидальное поведение
“Страдания юного Вертера” как апология самоубийства“Страдания юного Вертера” как апология самоубийства
Жизненный смысл выбора смертиЖизненный смысл выбора смерти
Когда суицид рационаленКогда суицид рационален
[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет содержания для этого блока!
Генерация: 0.040 сек. и 7 запросов к базе данных за 0.002 сек.
Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.