Хроники Харона. Энциклопедия смерти
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней

Энциклопедия смерти

Демон самоубийства
Право на смерть
Борьбой с демоном самоубийства занимаются медицинские, общественные, религиозные организации и отдельные люди.


В борьбе за право на смерть некоторые люди доходят до парадокса: чтобы помочь уйти из жизни тем, кому это по какой-либо причине трудно сделать, они становятся их убийцами.

8 июня 1990 года японская газета "Майнити" поместила следующее сообщение: 7 июня в 5 часов 24 минуты утра в полицию префектуры Аити позвонил мужчина 47 лет и сказал, что убил свою жену, мучившуюся от рака. Срочно примчавшаяся на место происшествия полиция обнаружила задушенную на кровати жену и сидящего рядом мужа. Он сразу же признал себя виновным и был арестован. По его словам, 6 июня жена приняла снотворное и легла спать. Примерно в 2 часа ночи он задушил пуделя жены, а затем собачьим поводком - жену. После чего зажег поминальные благовония и просидел возле тела жены около суток, прежде чем вызвал полицию. Жена, узнав месяц назад, что у нее рак легкого, попросила его, чтобы он убил ее, когда начнутся мучения,- так заявил арестованный. А собачку он задушил для того, чтобы она сопровождала хозяйку по дороге в загробный мир. Соседи говорят, что жили они вдвоем и хорошо ладили друг с другом".

История с убийством из чувства милосердия обнажает одну из крупнейших этических проблем современности - право безнадежно больного человека на смерть. Изобретатель машины для самоубийства, доктор Кеворкян превратился для Запада в символ этой проблемы. Врачи, присягавшие клятвой Гиппократа ("Я не дам лекарство, несущее смерть, даже если меня будут просить..."), резко отрицательно относятся к поступку Кеворкяна. Однако многие пациенты придерживаются иного мнения. Они хотят не только того, чтобы их хорошо лечили, но и того, чтобы в случае безнадежности их положения врачи помогали им достойно и безболезненно умереть.

У этой проблемы два аспекта. Первый ярко высвечен случаем с Джанет Адкинс, самой выбравшей уход из жизни. А второй связан с положением больных, многие дни, месяцы и даже годы находящихся в бессознательном состоянии. Современная медицинская техника, "чудо-лекарства" способны очень долго поддерживать жизнь больного, даже если это бессмысленно из-за комы. Вот почему в США и других странах возникают движения за право безнадежно больных на эвтаназию - безболезненную смерть.

Размышляя об этом, американская журналистка Глория Борджер пишет:

"Чудодейственные установки, которые делают невозможное возможным и спасают нас, способны превратить людей в своих заложников - перспектива ужасающая. И пока суд и законодатели препираются, распутывая массу сложностей, связанных со смертью и эвтаназией, врачи не в состоянии ждать: пациентам нужны конкретные ответы. "Долг врача,- говорит специалист в области медицинской этики Маргарет Пабст Баттин,- в том, чтобы облегчить участь больного, помочь ему умереть легкой смертью".

А вот мои личные впечатления семейного кошмара,- продолжает Г. Борджер.- Умирающий отец подключен к аппарату искусственного дыхания. Врачи уверяют, что он в глубокой коме, и переговариваются в его палате так, будто человека уже нет. Мы, говорят они, успокаивая нас, страдаем больше, чем он. Но его искаженное мукой лицо, подрагивающие веки, из-под которых скатываются слезы,- все это взывает о помощи - он молит нас об освобождении. Однако, чтобы отключить его от аппарата, нужен, по меньшей мере, консилиум, причем рядом чуть ли не с каждым врачом должен находиться адвокат".

Да, насчет адвоката - это не преувеличение. В 1989 году в США развернулась острая дискуссия о том, нужно ли искусственно поддерживать жизнь безнадежно больных людей, которые не сознают сами себя. Поводом послужило обращение в Верховный суд США родителей молодой женщины Нэнси Крузан. 11 января 1983 года во время автомобильной аварии Нэнси, которой тогда было 25 лет, вылетела из машины в кювет и при падении сильно ударилась головой о землю. Врачам удалось вывести ее из состояния клинической смерти, но медицинская помощь запоздала на те мгновения, которых не хватило, чтобы спасти мозг Нэнси, в который перестал поступать кислород.

"Нэнси Крузан ни разу не приходила в сознание после аварии,-рассказывает об этой истории журнал "Тайм",-и врачи говорят, что она никогда не очнется. Сейчас 32-летняя женщина лежит в Миссурийском реабилитационном центре, бодрствующая, но не сознающая этого. Ее тело окаменело и стянуто судорогой, колени и руки занимают такое же положение, как у эмбриона, пальцы впились в запястья. Некоторые сиделки говорят, что Нэнси может поворачиваться в сторону того, кто говорит с ней, и что она плакала несколько раз, а однажды это произошло, когда ей читали открытку, посылаемую в день Святого Валентина. Но врачи утверждают, что она не реагирует ни на что, исключая рефлекторные реакции на звук и болезненное воздействие. "Мы буквально кричали над телом Нэнси, но никогда не замечали никакой реакции,- говорит Джо Крузан, ее убитый горем отец.- Иногда можно поклясться, что она смотрит прямо на вас, но затем вы делаете три или четыре шага - и никакой реакции. Она ничего не осознает".

Трубка, введенная в желудок Нэнси, подает пищу и воду, необходимые для поддержания ее жизни... Врачи говорят, что сердце Нэнси сможет биться и легкие дышать еще лет 30...".

Подобная перспектива ужасает родителей Нэнси - и вовсе не из-за меркантильных соображений. Все расходы по лечению, вернее, по поддержанию жизни Нэнси, согласно закону, взял на себя штат. Родителей же мучает моральный аспект дела. Именно поэтому они обратились в Верховный суд с просьбой дать их дочери возможность умереть. Сделали они это после того, как их аналогичное прошение в 1988 году отклонил верховный суд штата Миссури. "Мы решили, что если ошибаться, то уж в пользу жизни",-заявили миссурийские судьи.

Масштаб проблемы станет яснее, если учесть, что в 1990 году в положении Нэнси Крузан находились 10 тысяч американцев. Но до сих пор не понятно, кто и на каком основании может принимать решение о прекращении искусственного поддержания их жизни. Родители Нэнси считают, что в их случае таким правом обладают они, так как прекрасно знали взгляды своей дочери. Отец Нэнси утверждает: "Моя дочь сказала бы: "Избавьте меня от этого".

Чета Крузан в своих обращениях ссылается на то, что прецеденты положительного решения подобного вопроса есть. В 1976 году суд штата Нью-Джерси разрешил семье Куинлан отключить аппарат искусственного дыхания, который поддерживал жизнь Карен Энн Куинлан. После этого такие же решения принимали суды некоторых штатов. Но были и обратные примеры.

В 1983 году этим вопросом занялась президентская комиссия по вопросам медицинской этики. Она одобрила принцип утверждения в судебном порядке принимаемого семьей решения.

По сути дела, здесь идет борьба за сферу влияния государства на личную жизнь граждан. Адвокаты четы Крузан считают, что государство посягает на конституционные гарантии свободы личности, присваивая себе право на смерть или жизнь беспомощных больных. Они говорят, что любящие близкие - наилучшие судьи, способные решить, что предпочел бы их недееспособный родственник. Однако в позиции адвокатов есть свои уязвимые места: ведь нельзя юридически зафиксировать "степень любви" родственников к больному человеку. А вдруг они торопятся отключить аппараты, поддерживающие жизнь больного, потому что их ждет немалое наследство? Не всякий ведь согласится ждать наследства неопределенное время. Ну, а если у больного нет денег или какого-то имущества и корыстный мотив отпадает? Что ж, и в этом случае нет гарантий, что родственники безошибочно "угадают" его возможное желание. Таким образом, проблема опять упирается в тупик, и вопрос о праве на смерть рождает яростные дебаты на моральные темы. "Они бушуют в отношении двух основополагающих ценностей,- говорит Дэниел Каллахан, директор Хейстингского центра, занимающегося проблемами этики.- Одна из них - святость жизни с ее религиозными корнями, другая - обязанность сделать все возможное с точки зрения техники для спасения жизни. Взятые вместе, эти ценности подобны локомотиву, мчащемуся со скоростью 100 миль в час".

Доктор Кеворкян для своего "фольксвагена", переделанного под машину смерти, саморучно сшил зеленые занавески на окна, чтобы отгородить Джанет Адкинс и возможных будущих "пациентов" от мира. Но этими занавесками невозможно закрыться от самой проблемы.

В 1991 году споры вокруг нее вспыхнули с новой силой. Связано это с выходом книги Дерека Хамфри "Последний выход", своего рода руководства для самоубийц. "С этой книгой,- заявил директор Центра медицинской этики (Питтсбург),- мы, несомненно, вступили в новую фазу права умирать".

Анализируя ситуацию, возникшую вокруг книги Хамфри, журнал "Тайм" пишет: "В "Последнем выходе" есть советы, как покончить с жизнью самому или помочь это сделать другу или родственнику. В книге приводятся таблицы смертельных доз восемнадцати известных лекарств (в основном болеутоляющих и снотворных); основательно обсуждаются и взвешиваются достоинства цианистого калия; предлагаются многочисленные практические средства для решивших задохнуться - от полиэтиленового пакета до автомобильных выхлопов..." В числе практических советов Хамфри и такой: самоубийца должен позаботиться о родственниках - ведь им предстоит объясняться с полицией. Поэтому родные не должны принимать физического участия в вашем самоубийстве, дабы их нельзя было привлечь к ответственности.

Разумеется, у книги нашлись как сторонники, так и противники. Наибольшей критике подверглись призывы Хамфри к врачам и медсестрам "активно поощрять самоубийства безнадежно больных". Впрочем, по его мнению, такое содействие вполне обычно для американских клиник - его просто утаивают. "Хорошая медицина должна помочь вам уйти из этой жизни так же, как она когда-то помогла в нее войти,- считает Хамфри.- Когда лекарства больше не помогают и больной ищет облегчения в эвтаназии, квалифицированная врачебная помощь как раз к месту".


Дата публикации: 23.11.1999
Прочитано: 3100 раз
Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице
[<<] [ 1 | 2 | 3 ] [>>]
Дополнительно на данную тему
Самоубийство во имя верыСамоубийство во имя веры
Демон самоубийстваДемон самоубийства
Психологический смысл суицидаПсихологический смысл суицида
Типология самоубийствТипология самоубийств
Суицидальное поведениеСуицидальное поведение
“Страдания юного Вертера” как апология самоубийства“Страдания юного Вертера” как апология самоубийства
Жизненный смысл выбора смертиЖизненный смысл выбора смерти
Когда суицид рационаленКогда суицид рационален
[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет содержания для этого блока!
Генерация: 0.027 сек. и 7 запросов к базе данных за 0.004 сек.
Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.