Хроники Харона. Энциклопедия смерти
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней

Энциклопедия смерти

Почему люди становятся убийцами
- А на кой ты, товарищ, укокошил свою тетеньку? - спросил Швейк. - На кой люди убивают,- ответил тот,- каждому ясно: из-за денег. Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка - Погибли мы, и ты погиб! - Угробит всех Преступный Тип! А. Тарковский. Чудо со щеглом Пожалуй, больше всего вопрос этот волнует психологов и писателей. Так, убийства и убийцы - в центре почти всех главных произведений Ф. М. Достоевского. Известный революционер-анархист князь Кропоткин однажды заметил: "За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведен до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей". Раскольников убивает, чтобы "доказать себе, что он - не обыкновенный человек, подчиняющийся нравственным законам, созданным другими, но личность, способная создать свой собственный закон, нести огромный моральный груз ответственности, претерпеть муки совести и во имя благородной цели (помощь своей семье, продолжение занятий, которые позволят ему осчастливить человечество), личность, способная на злодейские средства (убийство), без ущерба для собственного покоя и добродетельной жизни". Героя романа А. Камю "Посторонний" убийцей делает отторженность от общества. Юрист Маррей из романа Роберта Пенна Уоррена "Приди в зеленый дол" убивает Сандерленда Спотвуда из чувства мести. Персонаж другого романа Уоррена - "Вся королевская рать" - Адам Стентон стреляет во всесильного губернатора штата, дабы по своему разумению восстановить попранную справедливость. Герои Александра Дюма и Джека Лондона убивают друг друга без особой рефлексии, скорее по принципам животного мира: кто выжил, тот и прав. Но книги книгами, а нас все же больше интересует реальность. Теорий на этот счет хватает. Но если обобщить их, то окажется, что они делятся на несколько основных групп (я не рассматриваю здесь случаи непредумышленного убийства во время самообороны). Итак, что же делает человека разумного человеком убивающим?
Врожденные пороки, дурная наследственность
Самым знаменитым приверженцем этой теории был итальянский судебный психиатр и антрополог Чезаре Ломброзо (1835-1909).
Самым знаменитым приверженцем этой теории был итальянский судебный психиатр и антрополог Чезаре Ломброзо (1835-1909). Известность ему принесла вышедшая в 1879 году книга "Преступный человек". В 1876 году, предприняв обширные исследования строения черепов преступников, содержавшихся в тюрьмах и психиатрических клиниках, Ломброзо пришел к выводу, что все они (черепа) имеют определенные отклонения от нормы, что сближает их со строением черепов животных. Ученый рассматривал преступников как атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции. Ломброзо считал, что, согласно разработанной им системе признаков, можно определить, является ли обследуемый человек преступником или нет. Среди физических признаков, характеризующих "врожденные аномалии" (стигматы), он называл сплющенный нос, редкую бороду, низкий лоб и т. п.,- то есть то, что свойственно для "примитивного человека и животных". Ломброзо оставалось сделать последний вывод - и он его сделал! Он заявил, что преступниками не становятся - преступниками рождаются и что преступление - естественное явление, подобное рождению или смерти. Эти идеи были одно время очень популярны среди криминологов всего мира *.

Но вот характерная история из криминальной практики, напрочь опровергающая теорию "низкого лба, редкой бороды и сплющенного носа".

"Обычно принято думать,-пишет начальник московской криминальной полиции начала XX века А. Ф. Кошко,-что злодей, имеющий на душе ряд убийств, должен внешностью своей непременно отражать это божеское проклятие, эту каинову печать. На самом деле ничуть не бывало: среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже люди приветливой внешности, с кроткой, симпатичной улыбкой и очень часто с невинно-детским выражением чуть ли не ангельских глаз.

Васька Белоус был из числа последних. Красавец собой, богатырского роста и телосложения, чрезвычайно опрятный и, если хотите, по-своему элегантный, он положительно чаровал своей внешностью. Гордо посаженная белокурая голова с приятным лицом, серыми, большими глазами, орлиным носом и густыми пушистыми усами - такова была его внешность. Вошел он ко мне в кабинет в поддевке, ловко накинутой на богатырское плечо, в высоких смазанных сапогах, в стальных наручниках - словом, ни дать ни взять пойманный молодец- удалец из старой русской былины".

Между тем на счету этого удальца были четыре загубленные жизни. Не знаю, нужны ли еще доказательства, опровергающие теорию Ломброзо? Можно ведь вспомнить не только былинного красавца Ваську Белоуса, но и преступников-убийц из аристократической среды - убийц, не подходящих ни под один из "патологических признаков" Ломброзо. Единственное, в чем можно согласиться с итальянским ученым, это в том, что человек со слабыми умственными способностями зачастую склонен к нарушению закона. Но, конечно, происходит такое не из-за врожденных потребностей в преступлении, а из-за искаженного восприятия этических норм. Есть и еще одна опасность в теории Ломброзо - с преступника полностью снимается вина, ответственность за совершенное деяние. Разве человек виноват, что он таким (аномальным) родился?

В спор криминалистов и психологов в XX веке вмешались генетики. Советский ученый В. П. Эфроимсон написал целое исследование, посвященное генетике и этике. Будучи убежденным дарвинистом, Эфроимсон считал, что в человеческих генах заложены не только животные начала, но и высшие нормы поведения - то, что Кант назвал категорическим императивом. В отличие от Ломброзо, Эфроимсон считал, что "генетически" все люди добры, нравственны, альтруистичны, а убийцами становятся из-за распространенной в обществе идеологии насилия как средства достижения справедливости. Оспаривая взгляды Эфроимсона, другой известный биолог и философ А. Любищев писал; "Я только что перечел "Братья Карамазовы" и наиболее интересное узнал из примечаний. Оказывается, прообразом Дмитрия Карамазова, невинно осужденного за отцеубийство, был подпоручик Ильинский, но реальный факт был почему-то смягчен Достоевским. Из официальных документов видно, что убийцей был младший брат подпоручика, сумевший превосходно подделать улики под старшего брата. Через двенадцать лет по совершении преступления и через десять лет после заключения в острог старшего Ильинского младший не выдержал угрызений совести и решился искупить свой грех освобождением невинно осужденного и принятием на себя заслуженной кары. После нового процесса настоящий убийца был приговорен к каторге, а неповинный арестант освобожден... Что заставило младшего Ильинского сознаться в преступлении? Только совесть - шкурные соображения, даже разум были против этого..."

"А что такое совесть?" - задается вопросом Любищев. По Эфроимсону, это генетически нормированный естественный отбором фактор. "Выходит, таким образом, оба периода жизни Ильинского - преступление и раскаяние связаны с генетикой. Вряд ли можно согласиться с этим в рассуждении совести. Верно, что совесть в том или ином выражении можно найти, вероятно, у всех народов, но приказы, которые дает совесть, глубоко различны. В случае Ильинского совесть диктует признаться в совершенном убийстве, в других случаях она диктует: "убить", причем и то и другое может быть в рамках одной религии.

В страшной повести Шевченко "Гайдамаки" ее герои клянутся истреблять всех католиков и евреев, освящают мечи, и вождь их, Гонта, сам убивает прижитых им от католички малолетних детей, воспитанных иезуитами. "Не я вас казню, а присяга". Значит, даже среди православных христиан существует такое резкое расхождение в понимании совести. Да, конечно, и это один из мощных аргументов в пользу независимости морали от религии. Разбирать эти доводы сейчас нет места, но и категорический императив Гонты подчинен своеобразно им понимаемой цели спасения человечества. Католики, по мнению запорожцев и гайдамаков, уже не христиане, и, убивая своих детей, предавая их мученической смерти, он (как и Торквемада) заботится о спасении их души. Так ли дика его аргументация?

Но почитайте "Дневник писателя" Достоевского. Наш великий писатель тоже считает католицизм уже не христианством, видит всюду следы "католического заговора" и призывает Россию на войну со всей Европой во имя торжества православия. Он понимает, что это потребует огромного кровопролития, но это кровопролитие предотвратит другое, гораздо более сильное, и потому вполне допустимо. Я не вижу большого различия идеологий Достоевского и Гонты. Но Достоевский сам никого не убил! Да, не убил, а что хуже: убийство или подстрекательство, моральное развращение, приводящее к убийствам?"

Любищев все-таки признает, что существует генетический компонент этики, но, по его мнению, в сравнении с компонентом идеологическим он играет совершенно ничтожную роль. Таким образом, в древнем споре об истоках преступности - наследственность или среда? - Любищев выступает против ломброзианства. (Следует отметить, что термин "среда" Любищев понимает в широком смысле: общество, а не в узком: семья, улица и т. п.)


Дата публикации: 18.11.1999
Прочитано: 3844 раз
Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице
[ 1 | 2 ] [>>]
Дополнительно на данную тему
ВыводыВыводы
Алкогольное или наркотическое опьянениеАлкогольное или наркотическое опьянение
Смещение нравственной парадигмыСмещение нравственной парадигмы
Так называемые Так называемые "влечения"
Длительное психическое расстройство (сумасшествие)Длительное психическое расстройство (сумасшествие)
Особое, внезапно возникшее Особое, внезапно возникшее "пограничное" сотояние психики
Плохие социальные условия, в которых вырос преступникПлохие социальные условия, в которых вырос преступник
Серийные убийцыСерийные убийцы
[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет содержания для этого блока!
Генерация: 0.020 сек. и 8 запросов к базе данных за 0.002 сек.
Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.