Хроники Харона. Энциклопедия смерти
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней

Энциклопедия смерти

О похоронах
Что взять на тот свет?
У многих народов мира при погребении правителей и вождей вместе с ними в могиле хоронили лошадей, колесницы, дорогие вещи и украшения.
У многих народов мира при погребении правителей и вождей вместе с ними в могиле хоронили лошадей, колесницы, дорогие вещи и украшения. Отличительной чертой похоронных ритуалов многих древних культур было захоронение людей, убитых или покончивших с собой специально для сопровождения умершего.

У миштеков (древняя Мексика) со знатным покойником погребалась и его свита, обреченная следовать за своим владыкой и в преисподнюю.

При раскопках гробницы вавилонского царя Ура (XXXV век до н. э.) было обнаружено 59 человек, захороненных вместе с ним.

Особо многочисленны человеческие жертвы в китайских захоронениях времен царства Цинь. 66 человек, погребенных с циньским правителем У-гуном, 177 человек, погребенных с правителем Му-гуном, и т. д., - это детский лепет по сравнению с количеством людей, сопровождавших на тот свет Цинь Ши-хуана. Над сооружением гробницы для него в течение 10 лет трудилось более 700 тысяч человек. Гробница представляла собой дворец с сотнями залов, наполненных драгоценностями; там были сделаны искусственные водоемы и русла, по которым текли реки из ртути. На потолках написали изображения небесных явлений, а на полу - флору и фауну земли. Понятно, что для гробницы таких масштабов требовалось соответствующее количество попутчиков на тот свет. Вот почему император Эр Ши приказал всем красавицам из 270 окрестных дворцов, не имевшим детей, сопровождать Цинь Ши-хуана. По оценкам специалистов, их количество составляло не меньше 3 тысяч! Помимо этого, Эр Ши, опасаясь, что строители выдадут тайну местонахождения сокровищ, закопал живьем всех строителей, работавших внутри самой усыпальницы.

Как правило, вместе с умершим на тот свет отправляли и часть его рабов. Делалось это по двум соображениям. Во-первых, рабы должны были служить умершему в загробном мире, а во-вторых, рабы наряду с изделиями из бронзы, яшмы, камня, кости, гончарными изделиями, скотом (который в рабовладельческом Китае ценился дороже людей) предназначались для подкупа духов загробного мира, чтобы они не делали зла родственникам умершего или не принесли еще большего ущерба имуществу. Рабов для умерщвления не слишком жалели: в период Инь стоимость пяти рабов приравнивалась к стоимости одной лошади и одной связки шелка. В период Западной Хань рабы поднялись в цене, но все равно один раб стоил дешевле одной лошади.

Позднее мудрые китайцы догадались класть в могилу вместо вещей бумажные таблички с их названиями. Помимо пропаганды грамотности среди духов это позволило экономить на погребении значительные средства. Предприимчивыми торговцами было налажено производство вещей, вырезанных из бумаги; даже "съестные припасы" изготавливали таким способом.

Айны (Дальний Восток) на мертвецах не экономили, но, снабжая их инструментами, курительными трубками, оружием, домашней утварыо, все предметы предварительно разламывали. Исследователи считают, что это обосновывалось потребностью "освободить души вещей от материальной оболочки".

Не скупились на загробные подношения, особенно для правителей, в Древнем Египте. Поражает обилием всевозможного добра гробница Тутанхамона: колесницы и ладьи, ложа для отдыха и парадные кровати, кресла, стулья и простые табуретки, ларцы и сундуки, посохи и трости, целая коллекция оружия, ювелирные украшения и игральные принадлежности, предметы религиозного культа и дорогая посуда. Оставляли в гробницах и еду - куски мяса, птицу, вина разных марок, зерно. Даже при погребении небогатых людей родственники не оставляли их без "прожиточного минимума" для загробного мира. Обычно в этот минимум входили инструменты, сандалии, сплетенные из папируса, бронзовые или фаянсовые кольца, амулеты, фаянсовые статуэтки богов и т. д. И только самые нищие египтяне, похороненные на кладбищах бедняков, отправлялись на тот свет без материальной помощи от живых.

Этруски в ногах у покойников мужского пола ставили большую вазу, внутри которой находилась ваза поменьше. Иногда рядом клали еще вещи, оружие, разные фигурки. В женские могилы - украшения, драгоценности и даже зеркала.

Скифы, при погребении знатного человека, вместе с ним хоронили нескольких насильственно убитых слуг, верховых лошадей (иногда до 12). В специальных тайниках клали ритуальные сосуды из драгоценных металлов, золотые украшения, парадное оружие. В камеры-катакомбы ставили амфоры с вином, бронзовые котлы для приготовления пищи и другую утварь.

Южные славяне были поскромнее скифов. При погребении вождей и других знатных персон они, как правило, убивали только одного коня, изредка к коню прибавляли раба и еще реже - жену.

А вот у никобарцев при похоронах усопшего мужского пола полагалось погребать буквально все его имущество. Но зато жену покойника мог заменить в могиле... сустав ее пальца, да и то если вдова соглашалась па это добровольно. В случае ее отказа в одном из столбов дома умершего делался глубокий вырез, символизировавший жертвоприношение.


Дата публикации: 16.11.2000
Прочитано: 4270 раз
Дополнительно на данную тему
О гробахО гробах
Некоторые особенности похоронных ритуаловНекоторые особенности похоронных ритуалов
Похороны у мусульманПохороны у мусульман
Похороны у евреевПохороны у евреев
Похороны у славянских народов РоссииПохороны у славянских народов России
Похороны в античном миреПохороны в античном мире
Похороны в древнем ЕгиптеПохороны в древнем Египте
Похоронные обряды древних народовПохоронные обряды древних народов
Положение тела в могилеПоложение тела в могиле
Места и типы захороненийМеста и типы захоронений
[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет содержания для этого блока!
Генерация: 0.016 сек. и 8 запросов к базе данных за 0.002 сек.
Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.