Хроники Харона. Энциклопедия смерти
Главная | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней

Энциклопедия смерти

О похоронах
Похороны в античном мире
Похороны в античном мире
В Древней Греции хоронить мертвых считалось святой обязанностью. Был случай, когда афиняне приговорили к смерти своих полководцев, выигравших битву при Аргинузах в 406 году до н. э., за то, что они не собрали (из-за сильной бури) тела погибших воинов и не предали их земле.

Правила погребения распространялись даже на чужеземцев и противников. Погребали и своих, и чужих воинов, павших в бою. Если врага не могли похоронить, то его тело, по крайней мере, забрасывали землей.

С той поры, как законами Солона (640-560 гг. до н. э.), афинского архонта, были уничтожены варварские обычаи, обряд погребения в Греции происходил следующим образом. Сразу после смерти умершему клали в рот монету (обол) - это была плата для Харона, перевозчика душ умерших в царство Аида. Затем покойника обмывали ближайшие родственники (как правило, женщины), намазывали маслом, делали венок из еловых веток или сельдерея, одевали в белые одежды. В гроб клали медовый пирожок - чтобы задобрить Цербера (собаку Харона).

На второй день после смерти тело выставляли в передней части дома так, чтобы лицо и ноги покойника были обращены к двери дома. Родственники и друзья покойного находились в доме, а родственницы сидели вокруг постели умершего. При этом допускалось и присутствие посторонних женщин, но не моложе 60 лет. Женщины плакали, но чрезмерные выражения печали (царапание лица и т. п.) были запрещены законом Солона.

Возле постели умершего ставили разрисованные глиняные сосуды, а при входе в дом стоял сосуд с водой, взятой из чужого дома, для омовения входящих (дом, в котором умер человек, считался нечистым). Ритуальными обрядами занимались сначала родственники, а впоследствии и посторонние люди за плату.

На третий день перед восходом солнца происходил вынос тела. Его сопровождали нанятые плакальщицы или флейтисты, родственники и друзья. Труп или кремировали (сжигали), или хоронили в земле в гробах. Место для погребения находилось, как правило, вне города (в Спарте - внутри), но близ дороги, порой по ее обочинам. Нередко умерших хоронили в их имениях. В самих Афинах было отведено специальное место для погребения - перед конскими воротами. Надгробные камни, холмы, столбы, колонны, храмообразные здания и т. д. были собственностью семьи умершего, так что даже на суде право собственности на место погребения являлось доказательством родства.

В могилу вместе с гробом клали сосуды и другую утварь. В более поздние времена этот обычай исчез.

Если тело умершего нельзя было найти (например, если кто-то утонул в море или не сыскан на поле битвы), то похороны устраивались символические и воздвигалась пустая могила.

Если человек погибал от удара молнии (то есть, по верованиям древних греков, был поражен богами), его хоронили без торжественного погребения, прямо на месте, где он был убит.

Осужденные на смертную казнь за измену отечеству лишались права на погребение.

Когда хоронили павшего от руки убийцы, то на его могилу втыкали копье - как напоминание об обязанности родственников преследовать убийцу.

После погребения в доме усопшего родственнили собирались на тризну.

На 3-й день после смерти приносилась жертва, а на 9-й день - главная жертва, и еще одна жертва - на 30-й день. (Кровавые жертвы в Афинах были запрещены.) Все это время родственники носили внешние знаки траура - черную (или в некоторых областях белую) одежду, снимали украшения, стригли волосы. В Древнем Риме, едва умершему закрывали глаза, как начинался громкий плач. Затем погребалыцик (что-то вроде современного похоронного агента) посылал уборщика, который омывал труп, намазывал его маслом, одевал в тогу и клал на парадную постель. Рядом с постелью ставили курильницу, а в прихожей дома - ветки растений.

Погребение следовало, как правило, на 8-й день. Тело выносили или торжественно, с провозглашением выноса глашатаем, или скромно, без шума. Делалось это до обеда. В похоронной процессии сначала шли музыканты, потом плакальщицы, певшие умершему похвалы, а затем актеры, которые иногда исполняли комические сцены из жизни покойника. За актерами несли восковые маски предков умершего и картины, изображавшие его деяния (особенно, если он был военным человеком). Окруженный курильницами, труп лежал на погребальных носилках с головой на возвышении, покрытый пурпурным или золотым покровом. Носилки несли родственники или вольноотпущенники умершего, а если хоронили знаменитого человека - то сенаторы и всадники. Бедных людей несли носильщики в простых деревянных ящиках. За носилками следовали наследники, родственники, вольноотпущенники и другие в траурных одеяниях. На форуме процессия останавливалась и кто-то из родственников говорил надгробную речь. Потом шествие возобновлялось.

Труп, как и у греков, либо сжигали на погребальном костре, либо хоронили в земле.

Место, где устраивали сожжение, называлось ustrina. Сначала на это место бросали цветы, венки и т. п., затем поджигали дрова, поднимали плач и лили на огонь вино или благовония. Когда костер догорал, тлеющие угли и золу тушили, собирали кости умершего, окропляли их вином и молоком, сушили и запечатывали в урну или ящик. Урну опускали в могилу, а вместе с ней - благовонные мази и масла.

При похоронах труп клали в деревянный или каменный гроб, затем опускали в склеп или в землю. Людей бедных и рабов хоронили на Эсквилинском холме, богатые имели свои места захоронения. Примерно с XI века до н. э. по II век н. э. широко практиковалось захоронение в шахтовых и камерных гробницах, саркофагах. Для знатных и богатых мужей зачастую строили роскошные погребальные сооружения - таковы римские круглые гробницы (Цецилии Метеллы, замок Святого Ангела, башни в провинциях (Игельская колонна).

Возвращаясь домой, участники похорон очищали себя кроплением водой и переступанием через огонь.

На 9-й день после погребения происходило жертвоприношение и угощение умершего, которое ставили на могилу. Дома или на могиле устраивали большой пир с приглашением гостей. Иногда родственники (когда хоронили знатного и богатого человека) угощали весь народ или устраивали раздачу мяса. Богатые поминки нередко завершались играми и боями гладиаторов.

Дата публикации: 16.11.2000
Прочитано: 6888 раз
Дополнительно на данную тему
О гробахО гробах
Некоторые особенности похоронных ритуаловНекоторые особенности похоронных ритуалов
Похороны у мусульманПохороны у мусульман
Похороны у евреевПохороны у евреев
Похороны у славянских народов РоссииПохороны у славянских народов России
Похороны в древнем ЕгиптеПохороны в древнем Египте
Похоронные обряды древних народовПохоронные обряды древних народов
Положение тела в могилеПоложение тела в могиле
Что взять на тот свет?Что взять на тот свет?
Места и типы захороненийМеста и типы захоронений
[ Назад | Начало | Наверх ]
Нет содержания для этого блока!
Генерация: 0.021 сек. и 8 запросов к базе данных за 0.003 сек.
Powered by SLAED CMS © 2005-2007 SLAED. All rights reserved.